Вторник, 14.05.2024, 22:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Шоймполова Юлия Юмжаповна

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Научно – исследовательская деятельность учащихся в Шибертуйской средней общеобразовательной школе Бичурского района Республики Бурят

Научно – исследовательская деятельность учащихся

в Шибертуйской средней общеобразовательной школе Бичурского района

Республики Бурятия

 

            Современный мир характеризуется множественностью форм, усилением субъективного фактора. При этом тенденции  в эволюции ценностей инновационного техногенного мира оказались как никогда созвучными некоторым ценностям традиционного восточного мировоззрения.  Современная картина мира ориентирована на самоактуализацию потенциала каждого. Идеал восточной этики в поиске собственного выхода из цепи зависимостей мира и обретении  освобождения оказывается созвучным устремлениям к ответственности каждого и к поискам самореализации. В сегодняшней школе одним из условий самореализаций личности и успешной его адаптации в будущей взрослой жизни  выступает научно-исследовательская работа в рамках различных молодежных программ и  проектов. В настоящее время самой популярной является программа «Шаг в будущее», наряду с ней прочно определила свое место  программа «Одаренные дети», в рамках которой тоже проводится научно-исследовательская конференция «Сибирская весна», далее идет «Созвездие Гагарина» - с более жесткими критериями отбора; «Портфолио» - действительно очень открытая программа, когда участниками могут быть начинающие неискушенные исследователи и различные профильные исследовательские конкурсы, в числе которых можно назвать  конкурс исследовательских работ «Человек в истории XX века». Для самых юных исследователей – учащихся начальных классов у нас впервые прошла конференция «Первые шаги» и для школьников 5-6х классов - «Серебряная альфа». Нет сомнений, все эти программы и проекты призваны формировать у подрастающего поколения свой стиль мышления, самостоятельность в действиях, в принятии решений, в оформление своих идей в теоретические выкладки, которые будут практически значимыми и применимыми.  Как бы мы не желали называть себя инновационной школой, обучение в большей степени остается репродуктивным, нежели продуктивно-творческим. Исследовательская работа учащихся строится на решении конкретной проблемы и  в данном случае выступает как продуктивно-творческая деятельность, в процессе которой происходит раскрытие творческих способностей ученика, т.е. формирование личности и ее стиля мышления. От ученика – исследователя требуется проявление инициативы и деятельность его мотивирована познавательным интересом, ориентацией на будущую профессию, возможностью поступить в вуз, и ближней перспективой – это желание самоутвердиться, получить поощрение в виде грамоты или диплома.  Поэтому трудно переоценить опыт исследовательской работы учащихся. Вопрос в том,  как эффективно организовать эту деятельность.  Наше ученическое общество «Бэлиг»  является звеном районного научного общества. В республике базовой организацией программы «Шаг в будущее» в республике Бурятия  является школа №49 г. Улан-Удэ, учредителем выступили Министерство образования и науки РБ и сама школа №49. В районе роль базовой выполняла Харлунская средняя школа, в настоящее время функционирует районный координационный центр, в задачи которой входят: организация научно-исследовательских конференций и выставок в районе; организация предварительного экспертирования работ школьников; вовлечение как можно большего числа школьников в исследовательскую  деятельность; организация обучающих семинаров на базе школ района с проведением круглых столов для школьных организаторов и экспертов; формирования команды для участия в республиканских и всероссийских конкурсах и выставках; мониторинг исследовательской деятельности учащихся в районе.  На проходившей в марте республиканкой научной конференции «Шаг в будущее» учащиеся Бичурского района уже в пятый раз показали лучший результат в рейтинге среди сельских районов республики (в республике 19 сельских районов). В 2003 году впервые заняли 2 призовых места, в нынешнем зачете – 17, из них только на счету нашей школы 7 призовых, в том числе два первых.   

            Концепция нашей школы агроэкологического направления  определяет основные цели и задачи    образовательных программ. Учителями разработаны и апробированы интегрированные программы, такие как экологизированные  курсы математики, физики, предметов гуманитарного цикла. Эти программы в отличие от обычных учебных программ предполагают проектную и исследовательскую работу учащихся. Ученики вместе с учителем сами выстраивают проблемную ситуацию и проектируют пути и возможности его разрешения. Проект внутри предмета математика происходит во время уроков на материале, который имеет прикладной характер. Например, проект «Задачи на построения». Результатом данного проекта   стали доклады «Геометрические построения одной линейкой», «Геометрические построения арифметических действий»

Проект по теме «Четырехугольники» длится не более 8 часов. В рамках этого проекта было взято понятие «Четырехугольник» и  сконструирована процедура построения нижестоящей иерархии понятий и сформулированы их определения, составлен опорный конспект.  При  подборе  темы  проекта   учитель  ориентируется   на интересы и потребности учащихся, их возможности и  личную значимость предстоящей работы,  практическую  значимость  результата  работы над проектом. Выполненный проект  далее дети  представляют   в  самых  разных формах: конспект, схемы,  рекомендации, альбом, коллаж и многие  другие.  Разнообразны и  формы  презентации  проекта:  доклад,  конференция,  конкурс,   праздник.

      Главным  результатом  работы  над  проектом  являются   актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и  умений   и  их  творческое применение в новых условиях, выполнение заданий,  обсуждение  в  группе  результатов  выполнения  каждого   задания; оформление совместного результата;  отчет  по  проекту;  оценка  выполнения проекта. В ходе проектной  работы учащимся обязательно сообщается, каков будет примерный ход работы.

      Таким образом,   научно-исследовательская работа учащихся подразделяется на работу, включаемую в учебный процесс и работу, выполняемую во внеурочное время. Во внеурочное время исследовательская работа предполагает несколько иные формы. В нашей школе в рамках проекта «Эрмэлзэл» работает  научное  общество «Бэлиг»,  деятельность которого включает

а) участие детей в научно-практических и научно-исследовательских конференциях;

б) участие учителей в научно-практических и научно-исследовательских конференциях;

в) участие в поисковой работе;

г) создание сайта школы.

                  д) создание совместных (образовательных, культурных, экологических и т.п.) проектов с партнерами школы.

            Членами общества «Бэлиг» разработана программа школы  «Перспектива» для начинающих исследователей, главной целью   которой является совместное развитие всех ее участников, а средством реализации выступает совокупность нормативных документов, определяющих требования к продукту исследовательской деятельности – исследовательским работам учащихся, и организация квалифицированного профессионального консультирования учащихся и руководителей по реализации исследовательской деятельности учащихся, которое обеспечивает непрерывное поступательное развитие всех участников программы. Программой определены основные  направления  исследовательской деятельности: история родного села, родословная, обычаи и традиции бурятского народа, певцы родного края, флора и фауна края, социологическое исследование населения и др. Тематика докладов, представленных учащимися школы на различных научно-практических конференциях разнообразна. Например, топонимика: откуда произошли названия сел Бичурского района прошлое и настоящее Шибертуя, симметрия бурятских узоров,  исследование экологического состояния проект экологического и туристического обустройства природных достопримечательностей Шибертуя, оценка экологичности жилищ и образа жизни шибертуйцев ( природно-климатические условия территории, уровень антропогенного влияния на природные комплексы, показатели жилых помещений, качество пищевой продукции), состояние природных ресурсов, социологическое исследование населения, быт и культура бурят до революции на примере с. Шибертуй, этническая история бурят Бичурского района, старинные предметы культа, народный календарь, литературный путеводитель «Певцы страны Ая-Ганга»

 

            В рамках  программы развития школы реализуется проект «Эрмэлзэл»

 ПРОЕКТ «ЭРМЭЛЗЭЛ»

Цель: создание условий для максимального развития способностей детей и взрослых, раскрытия их творческого потенциала

Задачи:

  • расширение образовательного пространства для учащихся, учителей, родителей;
  • разработка и апробирование новых образовательных программ и элективных курсов;
  • организация деятельности научного общества «Бэлиг»

Участники проекта:

  • Республиканский экологический центр
  • Центр дополнительного образования детей «Малая академия наук»
  • Бурятская государственная сельскохозяйственная академия
  • Бурятский Государственный Университет;
  • Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Деятельность в рамках проекта:

·         Заключение договоров с партнерами, обеспечивающих совместный проект по апробации образовательных программ;

·         Создание школы «Перспектива для начинающих исследователей»;

·         Вовлечение учащихся в систему дистанционного образования через сетевое взаимодействие;

·         Создание информационного центра «Окно в мир»

·         Повышение квалификации учителей в рамках информационных технологий;

·         Апробация новых образовательных программ;

·         Проведение мониторинга с целью выявления новых социокультурных проблем села;

·         Деятельность научного общества «Бэлиг»:

а) участие детей в научно-практических и научно-исследовательских конференциях;

б) участие учителей в научно-практических и научно-исследовательских конференциях;

в) участие в поисковой работе;

г) создание сайта школы.

·         Создание совместных (образовательных, культурных, экологических и т.п.) проектов с партнерами школы.

Ожидаемые результаты:

·         апробация научно-образовательных программ и тиражирование среди образовательного сообщества;

·         расширение учебно-методических ресурсов для современной сельской школы;

·         деятельность научного общества «Бэлиг»;

·         издание печатной продукции по  результатам  реализации  проекта.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Цыдып04 (11.01.2014)
Просмотров: 901 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0