Понедельник, 29.04.2024, 01:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Шоймполова Юлия Юмжаповна

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Публичный доклад РСП МБОУ «Шибертуйская СОШ» «Сельская школа – территория социализации учащихся через проектную и исследовательскую деятел

Публичный доклад РСП МБОУ «Шибертуйская СОШ»

«Сельская школа – территория социализации учащихся через проектную и исследовательскую деятельность»

В последние годы, как мы отметили бы в докладах или информациях такого рода, школа развивалась в рамках той самой Программы модернизации российского образования, занимались инновационной деятельностью в той мере, в какой мы ее понимали и принимали. В 2006 году школа  участвовала в конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы (приоритетный национальный  проект  «Образование»). Проект,  завоевавший  грант в 1 миллион рублей, назывался «Сельская агроэтноэкологическая школа как фактор социального партнерства». Успех коллектива тогда был неслучаен. Он был предопределен всей предыдущей деятельностью школы и не только теми, кто сегодня работает в нашей школе, но и нашими старшими коллегами, работавшими до нас. Ведь традиции великая  сила.  Мы шли к миллиону планомерно и целеустремленно. Почти десять лет назад  школа начала обрастать подсобным хозяйством, что было велением времени. Не всем был понятен этот шаг, но, тем не менее, руководство района и, в т.ч., специалисты РУО нашу инициативу поддержали. Более того, инициировали выход школы на районную экспериментальную площадку по агроэкологическому направлению. Так начинался процесс профилизации и социализации учащихся через различные спецкурсы, кружковые занятия и не только этого направления. Статус районной площадки обязывал к инновационной деятельности, дал новый импульс к развитию школы, а вместе с тем сельскому сообществу. Тем более, что  школа не может быть изолированной от социокультурных и общественных процессов, происходящих внутри сообщества. Решение различных вопросов, связанных с жизнью на селе: сельские сходы, встречи, акции по выдвижению и обсуждению кандидатов в различные общественные структуры, чествование знаменитых земляков и многое другое проводятся на базе  школы с участием учительского коллектива. Для большей эффективности работы ОУ  мы сочли необходимым выход за рамки  образовательной деятельности,  с тем, чтобы  пространство развития детей и педагогов, расширилось через привлечение всех структур, которые находятся вне школы: другие образовательные учреждения, в том числе  вузы, гражданские институты, бизнес, различные социальные институты.  Самоанализ возможностей школы и оценка экспериментальной работы за семь лет позволяют сделать вывод о том, что школа готова принять социальный вызов государства, общества и микросоциума, обеспечив успешность и качество обучения и образования, максимально способствуя успешной  социализации учащихся сельской школы.   

            Социализация с точки зрения педагогики - это организация особым образом образовательного процесса, в ходе которого ребенок целенаправленно усваивает опыт культуры, систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности, осваивает свой путь вхождения в общество, или овладевает ключевыми компетентностями. Одним из факторов успешной социализации ребенка является предоставление ему возможности раскрыть свои таланты, заниматься любимым делом, самореализоваться. Часто обучение сводится к простой репродукции информации, в результате не происходит овладения методами научного познания, научные знания не транслируются в обыденную жизнь. Практический опыт показывает, что настоящее воспитание начинается там, где дети включаются в серьезное дело с реальными трудностями, которые требуют полного напряжения его умственных и физических сил. Поэтому социализация учащихся рассматривается нами как задача, процесс и результат работы учителя с детьми в школе, предполагая адаптацию человека к меняющимся условиям, требованиям общества, социума, сохранив при этом свою индивидуальность. Мы определили те предметы воспитания, социализирующее влияние которых на детей на сегодня максимально. Это приобщение молодого поколения к исторически-культурным традициям, формирование гражданско-патриотических чувств, обеспечение творческой самореализации и профессионального самоопределения, воспитание лидеров. Реализация их возможно, если удастся:

 -создать такие условия, при котором социум может стать воспитывающим;

 -развить педагогику творчества;

 -развить движение наставничества;

 -поднять значимость профессионального самоопределения, как фактора позитивной социализации;

 -сформировать систему воспитания лидеров;

 -восстановить приоритеты духовности, нравственного и физического здоровья.

В 2011 года начата реализация проекта «Сельская школа – территория социализации учащихся через проектную и исследовательскую деятельность», который был разработан в процессе поиска эффективных механизмов реализации требований ФГОС нового поколения. Накопленный школой опыт по организации исследовательской деятельности нашел отражение в программе стажировочной площадки, который способствует реализации одного из направлений НОИ «Наша новая школа» - работа с одаренными детьми.   Данная программа призвана устранить проблему противоречия между острой потребностью школ в организации  исследовательской работы, как фактора социализации учащихся и неумением в реальной практике организовать эту  работу. Руководство научно-исследовательской и проектной деятельностью в рамках средней  сельской школы требует от педагога достаточно высокого уровня собственного мышления и компетентности.   Программа нацелена помочь учителю, предложив ему гибкую модель организации исследовательской  и проектной деятельности учащихся, через спектр различных форм: лекции, практикумы,  мастерские, деловые игры с проектной, исследовательской направленностью; дискуссионные занятия. Приоритет отдается  мастерским и дискуссионным занятиям, где особое внимание  будет уделяться проблемам актуализации исследовательской потребности.

      Реализация программы позволит обеспечить педагогам школ профессиональный рост в методике социализации учащихся через проектную и научно-исследовательскую деятельность, и, таким образом  влиять на изменение ситуации  в решении проблемы перехода школьников из детства и отрочества во взрослую жизнь через овладение  различными методами проектной и научно-исследовательской деятельности.

Особенность данной  программы  повышения квалификации – это особая форма общественной практики, предполагающая вовлечение учителей и учащихся в социально-значимые проекты  местного сообщества,  с последующим использованием этого опыта в научно-исследовательской деятельности и, наоборот.  В ходе реализации проекта  меняется содержание образования, соответственно были внесены   коррективы в Программу развития школы. Реализация данного проекта требует освоения учителями технологии проведения метапредметных занятий, методические объединения учителей работают  над осмыслением и освоением метапредметного подхода в  предметных областях. Опыт по использованию метапредметных технологий, с основой поисковой, проектной деятельности учащихся транслировался в деятельности стажировочной площадки педагогам нашего региона, а так же коллегам из соседних регионов.         

              Реализация программы предполагает погружение стажеров в  различные деятельностные  формы методической работы, которые позволяют вывести  учащихся на социально-значимую деятельность не только на уроках, но и  в "Школе Добра" - школе дополнительного образования.  "Школа Добра" - это предметная школа, организованная в форме учебных занятий, семинаров, мастер-классов, летних выездных практик, экспедиций, образовательных поездок и т.п, созданная на основе научно-предметного подхода. Особенностью данной программы  явилось то, что учителя были  свободны в своем творчестве, они не были ограничены во времени на учебных занятиях,  имели возможность проявлять свои творческие способности  и обсуждать свою педагогическую копилку с коллегами.

         В рамках действующей образовательной программы школы реализуются следующие проекты: «Тоонто», «Аянга», «Эрмэлзэл», «Дамжулга», «Тамир», «Одон», участниками и экспертами, которых имели возможность выступить слушатели курсов повышения квалификации. Перечисленные проекты имеют точное свое назначение и вписаны в общую структуру учебной деятельности учащихся.

             Реализация подобных проектов и проектов, разработанных стажерами, позволят смягчить проблему перехода школьников из детства и отрочества во взрослую жизнь через овладение различными методами познания жизненной реальности; умение выбрать соответствующие инструменты, позволяющие действовать адекватно или менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.

 Особенностью проекта,  как и программы стажировки, как отмечалось выше,  является то, что образовательная программа будет выступать как особая форма общественной практики, предполагающее вовлечение учащихся в социально-значимые проекты местного сообщества, привлечение опытных людей - наставников, которые могут служить примером, бескорыстно и ненавязчиво учить жизни.  Реализация потребности учащихся к самореализации возможна в школе, адекватной психологическому, эмоциональному состоянию детей, поэтому создание обогащенной образовательной среды, где формируются новые модели взаимодействия базового и дополнительного уровней образования – задача новой школы. . Многообразие форм и способов данной целостности предоставит детям более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а учителям - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. Поэтому основной задачей подобных проектов является создание системы общего образования, образовательной технологии по содержанию включающая и основное и дополнительное образование. Время требует сейчас вносить в процесс обучения продуктивные коррективы, новшества радикального характера по каждому из преподаваемых предметов. Все предметы содержат в себе богатейшие образцы человеческого мышления, моделей, загадок, проблем, которые могут быть включены в программы. И задача каждого предметника – это развитие базовых знаний, увеличение личностного потенциала, вывод на социально-значимую деятельность в рамках своего предмета, формирование школьного компонента учебного плана с учетом интересов и предложений учащихся и запросов родителей, разработка в каждом направлении проекта метапредметных занятий в т.ч. электронных (экскурсий, музыкально-литературных гостиных, творческих мастерских, конференций и т.п.) Создание электронной образовательной среды, включение в образовательный процесс электронных форм обучения, работа в режиме оn-line или off-line. Проведение добровольных и обязательных процедур оценивания достижений учащихся, введение открытой защиты учеником своей деятельности как формы итоговой аттестации за полгода, за год на "Фестивале ученических достижений" Мы стараемся на уроках предоставить учащимся шанс использовать свои знания, дать возможность убедиться в осмысленности повседневной учебной деятельности. Создание ситуации, где пригождаются школьные знания, где почувствуется их дефицит, где придет понимание, что знание – это инструмент социализации и позиционирования себя среди других.    

            Жизнь требует самостоятельной работы с большим объемом информации, с самостоятельным поиском и анализом, с проявлением инициативы. По статистике ученик говорит, обсуждает информацию, объясняет, отвечает на вопросы на уроке не более двух минут. Как должны мы обучать в таких условиях? Учитель должен подобрать список книг (параграфов), статей (в том числе из Интернета), которые будут обсуждаться на следующих уроках. В течение определенного времени учащиеся могут подойти, чтобы обсудить сложные вопросы. Весь материал и вопросы должны быть выложены на сайте школы. Ученику не нужно записывать, его задача – разобраться во всем, иметь свою точку зрения. Таким образом – это совершенно иной подход к обучению: знания не получают, а приобретают. Если ты пришел учиться, то учись, тебе помогут. Проявляй активность и ответственность. Благодаря информационным технологиям ребенок получает уникальную возможность учиться в любом месте и в любое время. Полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока. Попросту не хватает времени, на уроке можно только отрабатывать отдельные элементы исследовательского метода. Чтобы активизировать исследовательскую деятельность, поисковую активность школьников, надо планировать экскурсии, экспедиции, изучать в реальности источники новых сведений, которые создают прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки суждений и выводов. Накопление фактов использования способов социализации личности на материалах каждого урока – это одна из задач, которая должна решаться в рамках данного проекта.

            Для эффективной социализации учащихся через проектную и  исследовательскую деятельность в школе имеются все условия:

 • Наличие реализаторов – учителей, разделяющих основные идеи проекта, научного исследования, владеющих техниками деятельности и готовых к такой работе

 • Наличие системы проектов, задающих конкретные рамки деятельности для всех участников проекта и поставляющих конкретные результаты, обеспечивающие поэтапное продвижение и развитие проекта

• Выстроенная система управления, наличие методического инструментария исследований, наличие внутренних стандартов оценки деятельности. 

 Для позитивной социализации учащихся обязательно участие опытных людей, которые могут служить примером, бескорыстно и ненавязчиво учить жизни - наставников. Социализация – это новый, совершенно необходимый для полной оценки качества знаний результат и идет она в процессе освоения ребенком социума, его традиций, норм и ценностей. Разработка практико-ориентированных моделей новой школы - творческого объединения детей и взрослых, в русле которого органично и естественно социализируется ребенок, становится требованием времени. Мы и наши стажеры должны сделать школу местом для взращивания уникальных творческих людей.

 Идеи стажерской площадки заинтересовали и вызвали желание принять участие в ее работе у  16 педагогов из нашего региона и 21 коллег из Забайкальского края. В деятельности  базовой площадки приняли участие непосредственно 16  учителей и педагогов дополнительного образования, что составило 76% от общего числа педагогических работников школы. В работе площадки  также приняли участие преподаватели республиканского РИКУиО, который является оператором нашей площадки.  Ими проведены открытые мероприятия:  лекции, метапредметные занятия, творческие мастерские, семинары, открытые уроки, круглые столы. Статистические данные по проведенным мероприятиям отражены в следующей таблице:

 

№п/п

Мероприятия

количество

1

Открытые уроки

14

2

Внеучебные мероприятия

6

3

Презентации опыта

8

4

Лекции

8 (32ч.)

5

Семинары-практикумы

14

6

Круглые столы

10

 

Все дни занятий площадки  заключительными мероприятиями были презентации итогов дня, которые  готовила аналитическая группа из педагогов  школы. Такая же практика имела место и при выездной стажировке в Забайкальский край. Аналитики сопровождали стажеров в течении всего дня, брали у них интервью, готовили мини-репортажи, привлекали к аналитике стажеров.  Презентации представлены как на сайте школы  (http://shoimpcjm.ucoz.ae ) так и на сайте стажировочной площадки школы (http:// spshibertui.edusite.ru ). Эффективность деятельности площадки оценивалась стажерами   посредством входного и  итогового анкетирования. Ниже даны критерии по которым каждый стажер оценивал работу площадки по 5-балльной шкале:

1.Актуальность  содержания с точки зрения  ориентации на ваши  насущные практические задачи 

2.Новизна содержания 

3.Практикоориентированный характер содержания

4. Ценность  распространяемого опыта

5. Полнота  содержания  программы  для решения практических задач

6. Методы работы со стажерами

7.Оптимальность времени,  которое было отведено на реализацию программы

Диагностика свидетельствует о том, что:

- проводимые мероприятия актуальны и представляют интерес для большинства стажеров;

-  от 52% оценивают новизну  содержания на  «5» баллов ;

- практикоориентированный характер отмечают  от 18 до 20 слушателей, что составляет  91%;

-ценность распространяемого опыта и уровень организации проводимых мероприятий оценивает  на отлично  91%, что говорит о востребованности  данного опыта работы;

- методы работы со стажерами, организация отношений со слушателями отмечают как оптимальные 87% слушателей, т.е. между организаторами и слушателями установились партнерские и творческие отношения;

- оптимальность времени получила наиболее низкие оценки. Это объясняется тем, что не все стажеры имели возможность для самореализации.

Общий анализ показывает  высокую степень удовлетворенности  деятельностью стажировочной площадки, отмечают ее актуальность и практическую направленность, чем вызывает интерес и отклик у педагогического сообщества. Вместе с тем деятельность стажерской площадки дала импульс внедрению ФГОС второго поколения, который  определяет  качественную перестройку образовательного процесса в школе. Проектно-исследовательская  деятельность педагогов и учащихся  и представленная возможность для стажировки учителей на базе школы отвечает современным  вызову и ожиданиям времени.

 

 

 

 


 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Цыдып04 (11.01.2014)
Просмотров: 1578 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0