Понедельник, 29.04.2024, 03:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Шоймполова Юлия Юмжаповна

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Соответственно запросам времени меняется школа

Соответственно запросам времени меняется школа

            У каждого времени свои виды на образование. Эти «виды» мы характеризуем как государственный или общественный заказ, или гражданский заказ. 30-40 лет назад государственный заказ для школы был оформлен в модель строителя коммунизма, 10-15 лет назад мы упорно сами строили модель выпускника (постсоветское кризисное время), в наши дни общество хочет видеть в наших выпускниках уже самоопределившихся  граждан. Соответственно запросам времени меняется школа. В чем суть этих перемен в конкретной нашей школе?         

            В кризисные 90-ые годы на базе МТФ обанкротившего хозяйства было создано руководством школы  подсобное хозяйство, взяты в аренду у того же  хозяйства КРС с условием выкупа в ходе деятельности хозяйства. Не всем был понятен этот шаг, но, тем не менее, руководство района и, в т.ч., специалисты РУО нашу инициативу поддержали. Более того, инициировали выход школы на районную экспериментальную площадку по агроэкологическому направлению. Тогда уже начинался процесс профилизации старшеклассников через различные спецкурсы, кружковые занятия не только этого направления. Статус районной площадки обязывал к инновационной деятельности, дал новый импульс к развитию школы, а вместе с тем сельского сообщества.   Сельская школа не может быть изолированной от социокультурных и общественных процессов, происходящих внутри сообщества. Наша школа на сегодня  стала своеобразным центром - организатором и проводником многогранного и сложного процесса на селе не только для учащихся школы, но и ее жителей. Разнообразные дела и события являются неотъемлемой частью всего процесса взаимодействия школы и сельского сообщества. Решение различных вопросов, связанных с жизнью на селе: сельские сходы, встречи, акции по выдвижению и обсуждению кандидатов в различные общественные структуры, чествование знаменитых земляков и многое другое проводится на базе  школы с участием учительского коллектива. Вывод: будет школа - будет село.   Не случайно одним из приоритетных направлений своей деятельности правительство на современном этапе считает развитие социальной сферы.  Игнорирование же школой существующей действительности, потребностей общества, родительских запросов, изменений менталитета влечет за собой ее изолированность, отрыв  педагогов от реальности. Школа перестает быть центром формирования общественного мнения, центром социокультурного развития.  Для большей эффективности работы ОУ  мы сочли необходимым привлечение всех структур, которые находятся вокруг школы: другие образовательные учреждения, в том числе  вузы, гражданские институты, бизнес, различные социальные институты.  Необходим выход за рамки  образовательной деятельности,  с тем, чтобы  пространство развития детей и педагогов, расширилось. При этом возникает проблема  привлечения   общественных институтов  в    образовательное учреждение,  способов организации взаимодействия.

Привлечение внешкольных структур, социальное партнерство обязательно, так как будут найдены реальные способы  изменения системы образования   и общей картины социокультурного развития.   Это стало  особенностью организации работы по теме   проекта  «Сельская агроэтноэкологическая школа как фактор социального партнерства» заключается в том, что с 2005г. Шибертуйская средняя школа является республиканской экспериментальной площадкой и успешно развивается как школа агроэкологической направленности. Итогом деятельности явилось создание на селе образовательной системы, имеющей дневную и вечернюю школы, подсобное хозяйство с солидной, но устаревающей  материально- технической базой, занимающейся растениеводством, животноводством, лесозаготовками.

Самоанализ возможностей школы и оценка экспериментальной работы за семь лет позволяют сделать вывод о том, что школа приняла заказ общества и микросоциума, обеспечив успешность и качество обучения и образования, максимально способствуя социальной адаптации учащихся сельской школы.   

            В настоящее время в учебно-воспитательном процессе на всех уровнях введены  образовательные программы дополнительно к базовому содержанию образования, сориентированных на сельское хозяйствование, экологию, гуманитарное образование, направленных на развитие творческого потенциала школьника.

В  ходе эксперимента  были апробированы следующие программы и модули, адаптированные к агроэтноэкологическому направлению: «Учебно-экологическая тропа для младших школьников», «Растениеводство», «Сельскохозяйственный труд в 5-6 классах», «Спецкурс по математике», «Этноэкология на уроках бурятского языка», «История Бурятии», «Математика народов Востока» для нач.кл.,  «Химия» 8 кл,  «Певцы родного края», «Обществознание» 11 кл., «География Бурятии и района»  8-9 кл, «Экология» 10 кл., «Экономика и основы предпринимательства» 11кл., «Машиноведение» 10-11 кл.,

В результате внедрения этих программ за последние 4 года из 87 выпускников школы поступили в ВУЗы и ССУЗы с профилирующими предметами (биология, химия) 26 человек. С профилирующими гуманитарными дисциплинами (бурятский язык, русский язык, история, обществознание) 23 выпускника, в т.ч. в ВУЗы –15 человек,  из них в сельскохозяйственных –12,   В сельхоз-колледжах - 4.

С 2002 по 2008 год сделано 7 выпусков. 164 воспитанникам вручены аттестаты об окончании полной средней школы. Из них: с серебряной медалью – 23, с золотой медалью-3 , на «4» и «5» - 96.

Сегодня поднимается и обсуждается вопрос о том, что такое качественное образование. Анализ последних лет показывает, что процесс адаптации во взрослой жизни легче проходят те выпускники, которые были успешны в школе во второй половине дня, т.е. во внешкольной деятельности. Это наталкивает на вывод, что качество образовании это не только наши «4» и «5»на уроках, но и воспитание «качественного» человека, востребованного в обществе. Одним из основных условий успешной деятельности школы является  своевременное финансирование. Переход на НПФ создает прозрачное и, на первый взгляд, объективное распределение финансовых ресурсов по ОУ: все школы ставятся в равные условия по принципу «деньги за  учеником», а финансовое благополучие будет зависеть от эффективности организации учебной деятельности и качества представляемой образовательной услуги. Вырисовывается замкнутый круг: чем успешнее наши ученики, тем больше востребованы специалисты нашей школы и тем больше у нас учеников, и наоборот. Это первое. Но есть другая сторона вопроса. Много хороших учителей предполагает высокую оплату их услуг: категории, звания, стимулирующая предполагают рост их зарплаты, а если в школе еще к тому же мало низкооплачиваемых учителей это грозит тем, что мы не «укладываемся» в наш ФОТ. Хорошо не уложились в ФОТ – оптимизируй процесс, т.е. может  сократить ненужные кадры, но сокращение приведет к замене отдельных уроков неспециалистами, т.е. теряем качество в том  привычном для всех понимании. В этих условиях при наличии хорошей материально-технической базы  экономически выгоден переход в АУ. 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Цыдып04 (11.01.2014)
Просмотров: 830 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0